Роксоланы — новоруссы в Таврике
Официально владения Руси в Таврике относятся к 10-му — 11-му векам. Однако арабские и греческие авторы (неизвестный перс в произведении Худут-ал-Алем, арабский историк Аль-Масуди, византийский император К. Багрянородный и другие) свидетельствуют о том, что в 8-м — 9-м веках и раньше, когда у славян складывались крупные геополитические объединения (например, Куявия, Славия и Артания), Таврика была частично ими уже заселена. Это подтверждают наши ученые: Б.Д. Граков, А.Н. Насонов и другие.
У Е. Классена, автора научного исследования «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-русов….» 1854 года, мы читаем о том, что на рубеже летоисчислений сарматов, предшественников славян и русов, звали сыромятниками, а роксолан — новоруссами. Вот откуда, возможно, шли корни Екатерининской Новороссии. Далее ученый говорит о делении яцигов на 3 касты: королевских, хлебопашествующих у Азовского моря, и меченосцев. Это аналогично делению предшественников-скифов.
А.И. Асов передает информацию Ю. Кулаковского из городских архивов о приходе алано-русов в 212 году н.э. на восточный берег Крыма (Таврики) и о строительстве ими городов.
Слово о полку Игореве и Велесова книга напоминают о печальном божестве несчастий — птице-деве Обиде, сопровождавшей гибель русских воинов в битве с императором Траяном в начале 2-го века или распри между русскими князьями на Синем (Азовском) море на рубеже последних двух тысячелетий.
В сирийской хронике 6-го века Псевдо-Захарии Митиленского говорится о народе рус (рос), живущем к северу от Меотийского болота.
Отдельные письменные источники, по сведениям д.и.н. А.Г. Кузьмина, говорят прямо о том, что в середине первого тысячелетия н.э. в восточном Крыму (в Таврике) жили росы. По-своему образу жизни они не отличались от местных жителей, но мало общего имели с северными славянами, что вовсе не противоречило возможности их этнического родства.
Изредка в источниках, например, в договоре византийского императора с генуэзцами в 12-м веке, значится на Боспоре Киммерийском «Россия» — некое поселение рядом с Таматархой (Трубачев О.Н., 1993).
Константин Философ в речи на диспуте в Венеции с треязычниками в числе других народностей Таврики назвал «тоурси», что переводится как «таврорусы» (Трубачев О.Н., 1993).
Лишь к 12-му веку утвердился официально среди славян Приднепровья термин «Русь», пришедший к ним еще в 10-м веке из Таврики.
Выходя большим числом на берега Черного и Азовского морей в начале-середине первого тысячелетия н.э. в результате походов готов, русских князей и других ситуаций, славяне оставались в Таврике и в его северном преддверии на постоянное жительство и были свидетелями тысячелетних боспорских городов. С образованием Тмутараканского княжества заселение славянами, в том числе русами, Таврического полуострова стало необратимым.
Варяги, жившие рыцарскими орденами на северной прародине в условно именуемом современными исследователями государстве «Туле»(«Фуле»), во время походов в Константинополь называли себя Русью. Наверное, в варяжских дружинах были и настоящие предки русских. Они ходили также в составе антского союза с аварами на Балканский полуостров и на территорию Восточной Римской империи, но Византию как государство не сокрушили, зато прижились и растворились в нем сами (Бычков А.А…, 2000).
Прокопий Кессарийский в 6-м веке свидетельствовал о бесчисленных племенах антов — части восточных славян, живших к северу от Меотийского болота (Трубачев О.Н., 1993).
Нельзя, однако, игнорировать существование и других версий происхождения варягов: славяно-балтийской и славяно-черноморской, отстаиваемых разными антинорманистами. А относительно предположений, откуда и когда пришли славяне в последний раз в места теперешнего их проживания, то, помимо классической балкано-дунайской версии, существует множество других, в том числе — скифская, черноморская и гиперборейская, то есть северная, о чем было сказано выше. Перу поэта Бальмонта принадлежит фраза «славянские души как степи». Возможно, она и объясняет постепенное оформление славян с очень широкого пространства в единые образования.
С.Е.Павлова «Из Неонтихоса в Геничи»
Кочевые и оседлые жители края в средние века