Монголо-татары в Северном Приазовье
Татаро-монголы пришли на Таврический полуостров и в Северное Приазовье в 1227 году. В 1266 году образовалось Крымское ханство. В 1331 году оно, благодаря литовским князьям, занявшим степи от Буга до Дона и тем самым подорвавшим связь Крымского ханства с Кипчацкой ордой, стало полностью независимым. К середине 15-го века Ханство превратилось в сильное феодальное государство.
Язычники татары до принятия ими мусульманства в 13-м веке и даже до ухода из Крыма генуэзцев от турок-осман в конце 15-го века не противодействовали христианству, появившемуся на полуострове и в его окружении гораздо раньше, чем в Киеве. Тогда, возможно, татары и местные жители лучше понимали друг друга, так как , рискуем повториться, фонетика и корни тюркских языков происходят из арийских языков, ветвью которых был также иранский язык, упоминаемый в связи со скифами и другими жителями Северного Причерноморья и Приазовья — разнообразными составляющими предков будущих восточных славян.
Да и войска крымских ханов и Мамая большей частью формировались из потомков скифов, сармат и аланов. Исследователь Агеева Р.А. в книге «Страны и народы. Происхождение названий», вышедшей в Москве , в издательстве «Наука» в 1999 году, приводит выводы казанского топонимиста Г. Ф. Саттарова «о том, что основу современного татарского народа составили не монголо-татары — основатели Золотой Орды, а аборигены Среднего Поволжья и Приуралья и степные кочевники (тюркоязычные булгарские племена), с которыми смешались в разное время переселившиеся на Среднюю Волгу хазары, печенеги и особенно кипчаки (половцы), имевшие в своей основе арийский элемент.»
Без сомнений, Саттаров Г.Ф. знаком с «Описанием Крыма» М. Броневского, в котором его автор, посетивший Крымское ханство в 1578 году, так характеризует «вход перекопских татар в Тавриду»: «Таврические и херсонские татары, которые теперь называются перекопскими, или крымскими, назывались в древности яволгскими (то есть заволжскими) и вышли, как видно из скифских писателей, от берегов реки Ра, или Волги. Те же писатели говорят, что этот народ, подвигаясь постепенно в степи между северными реками Доном и Днепром, за 160 лет и более вошел, наконец, в полуостров Таврический».
Жизни татар в Крыму или Таврии, Тавриде мы подробно касаться не будем, поскольку эта неотделимая часть истории нашего края достаточно хорошо освещена в литературе.
Наследниками торговли древних, павшей с их миром, стали в первой половине последнего ушедшего тысячелетия итальянские города Венеция и Генуя. После крестовых походов, прельстивших участников неизвестными ранее богатствами Востока, купцы этих городов сделали ставку на извлечение выгоды от предоставления возможности европейцам удовлетворять тягу к комфорту.
Примирившись с соперниками венецианцами, генуэзцы примерно на 200 лет прочно закрепились в Крыму, арендовав, как бы сейчас сказали, у основных тогда господ полуострова татар лучшие территории. Можно было бы утверждать, что генуэзские фактории благотворно влияли на край и на его независимых в тот период (с 1266 г. по 1475 г.) хозяев, если бы не было общей с ними торговли невольниками.
С.Е.Павлова Из Неонтихоса в Геничи