Грот Амазонок

10 Сен
0
235

Каменная могила. Черепаха.В 1954 году М.Я. Рудинский исследовал большой чашеобразный грот, расположенный на юго-востоке у подошвы каменномогильского холма.

В толще белоснежного песка археолог нашел сарматские предметы женского туалета: небольшое бронзовое зеркало, сердоликовую бусину и другие. Они-то и позволили ученому сделать вывод о том, что для сарматов Каменная Могила была также «священной горой».

Об этом свидетельствует и целая группа рисунков в виде тамговых знаков, найденных автором в 1993 году на плите № 62. Среди них в центре имеется символ явно царского происхождения.

Кому из женщин принадлежали найденные предметы? Почему они оказались в гроте Каменной Могилы?

…Овеянные романтикой, передаются из поколения в поколение легенды о сарматских женщинах-воительницах -амазонках, кочевавших в Причерноморских степях.

Впервые о них рассказал Гомер, немало интересного сообщил Геродот.

Литературная традиция приписывает амазонкам участие в Троянской войне, вторжение вместе с киммерийцами в Малую Азию и даже могущественную греческую   столицу Афины.

Геродот писал что «после победоносного сражения при Фермодонте эллины возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили (всех) мужчин.

Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали наконец к Кремнам (торжище на берегу Азовского моря в устье реки Домузлы, вблизи села Приморский Посад Приазовского района Запорожской области. — Б.М.) на озере Меотида.

Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю».

Кровопролитные войны окончились в конце концов сближением молодых девушек со скифскими юношами, которые по требованию амазонок покинули свое родное племя и пошли в новые земли за реку Танаис (Дон).

Впоследствии эти люди стали называть себя савроматами-сарматами. Так объясняет древний историк появление сарматов в Северном Причерноморье.

Вот какую характеристику дал им римский географ Помпоний Мела (II в. н. э.): «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства: они вечно живут лагерем, перевозя свое имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги, племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наряду с мужчинами».

Суровые законы существовали у сарматов. Жрицы под звуки бубнов и магических заклинаний раскаленным железом прижигали новорожденным девочкам правую грудь, чтобы росла сила в правой руке для владения мечом и луком.

Легенд о сарматских амазонках много. Одна из них дожила до времени последних кочевников Приазовья. Вот эта легенда, записанная в конце XIX века П. К. Дзяковичем.

Давным-давно, еще до прихода в Крым татар, в балке Киз-яр, покрытой в то время лесом, жила орда амазонок. Воительницы были храбрыми, метко стреляли из лука, ловко владели мечом, хорошо ездили верхом и нередко побеждали в войнах мужчин из соседних племен.

Судьба пленных, которые становились мужьями амазонок, была тяжелым испытанием: они выполняли черную работу, часто их калечили, а когда избранниками были недовольны, их попросту убивали.

При рождении детей в живых оставляли только девочек. Руководила амазонками и водила их в бой прекрасная девушка-воительница. Так было до тех пор, пока в одной из битв царица-амазонка не попала в плен.

Она влюбилась в царевича мужского племени, но не захотела подчиниться женской участи — выйти замуж. Выкупив себя, царица вернулась в родное племя, но не смогла перебороть своих чувств к любимому. И тогда, собрав соплеменниц, она приказала сжечь себя на костре. С тех пор и пошло название балки Киз-яр (Киз — девушка, яр — балка).

Во II веке до н. э. — II веке н. э. одним из главных районов сосредоточения сарматов была долина реки Молочной вблизи Каменной Могилы. Их владения находились между Днепром и Молочной, а к югу достигали Понтийского (Черноморского) побережья.

Древняя история хранила предания о двух сарматских царицах, Амаге и Тиргатао, владычица степного Приазовья и Крыма. Так, Амага, будучи женой Мидоссана, царя сарматов, предававшегося главным образом разгулу и пьянству, управляла страной.

Мужественная царица нередко водила в бой сарматских воинов. Громкая слава о воинственной Амаге разнеслась по всему Причерноморью. Когда херсонесцы обратились к ней с просьбой защитить их от притязаний жителей скифского города Неаполя (располагался на территории нынешнего Симферополя), Амага оказала покровительство и послала скифам требование не притеснять Херсонес.

Но скифский царь пренебрег им. Тогда Амага отобрала 120 смелых и опытных воинов, дала каждому по три лошади и, проскакав за сутки 1200 стадий (210-250 километров. — Б. М.), внезапно атаковала резиденцию скифского царя. Перебив стражу у ворот, отряд Амаги ворвался во дворец. Разгромив обидчиков, царица сарматов вновь удалилась в степь…

Этот рассказ созвучен легенде, которая долгие столетия жила среди ногайцев, придя к ним из тех времен, когда степь населяли последние индоиранцы — сарматы.

Впервые памятники сарматов были открыты на Молочной в 1938 году В. Н. Даниленко. В послевоенные годы исследование некрополя сарматов продолжили Т. Г. Оболдуева и Н. Я. Рудинский. Однако массовый размах работ относится ко времени Молочанской археологической экспедиции (1951-1952 гг.) под руководством А.Я. Тереножкина. Было открыто 42 сарматских погребения, среди которых немало принадлежало женщинам-амазонкам.

До недавнего времени, а точнее, до 1976 года, образы и деяния амазонок были известны в основном по рисункам на древнегреческих сосудах. Мы восхищались подвигами «землячек» Причерноморской ойкумены. И вдруг в Приднепровской степи вблизи села Верхний Рогачик нашли пластину — налобник коня, на которой воссоздана скифская легенда об амазонках.

…По степному простору мчится олень. Вслед за ним на сильном скакуне вихрем несется женщина-амазонка. Пущенные ею две стрелы впились в спину оленя, но и в агонии животное продолжает мчаться к спасительному священному дереву, которое символизирует богиню-мать. Тогда амазонка достает еще одну стрелу — третью (магическое число), чтобы прикончить обреченное животное.

Любопытно, что на дереве воссозданы три распустившихся цветка. Еще три находятся под копытами оленя, конь и олень — самцы. Возможно, это не случайно. Совокупление полов вокруг дерева совместимо в природе только как единство противоположных жизненных начал — мужчины и женщины.

Дополнили картину об амазонках погребения, раскопанные на реке Молочной вблизи совхоза «Аккермень» (ныне с. Заречное). В одной из могил лежали останки молодой девушки. Вход в погребальную камеру был закрыт деревянным щитом. Вблизи погребенной лежали: боевой пояс, горит-сагайдак со стрелами и два наконечника копий. Шея украшена бусами, на руках — браслеты-повязки из серебра и бронзы. Оружие и украшения придавали амазонке силу, мужество красоту. Недалеко от этого кургана найдено еще одно погребение амазонки, которое относится к рубежу нашей эры. И вновь рядом с погребенной предметы вооружения и туалета: копье, меч, стрелы, шпильки, зеркальце, кольца, флаконы для благовоний.

Значение открытого некрополя сарматов трудно переоценить. Он поведал, что скифские и сарматские девушки широко пользовались своей свободой и правом выбора любимого. Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 г. до н. э.) уточняет, что девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока в бою не убивала трех врагов.

Археологические находки сарматов в гроте Каменной Могилы позволяют приоткрыть одну из страниц брачных отношений сарматских женщин. Вероятно, здесь, на вершине Каменной Могилы, мог происходить брачный ритуал, широко распространенный у сарматов.

Вот что об этом писал Страбон (64/63 г. до н. э. — 23/24 г. н. э.): «Весной у них есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргарейцев. По некоему стародавнему обычаю и гаргарейцы также восходят на эту гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения; сходятся они тайком и в темноте, кто с кем попало; сделав женщин беременными, гаргарейцы отпускают их домой.

Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского рода приносят на воспитание гаргарейцам. Каждый гаргареец принимает любого принесенного ему младенца, считая его по неведению своим сыном».

Вероятно, у читателя возникнет вопрос, что вызвало появление амазонок, какие условия породили это племя. Однозначного ответа не существует. По нашему мнению, амазонки — это продукт общественно-политического явления, когда кочевые народы (скифы, сарматы, гунны) вели тяжелые и затяжные войны с соседями, то есть мужчины находились в далеких походах, и защита хозяйства становилась женским делом.

Следовательно, амазонство — это защитная реакция людей, однако на втором этапе возникла кастовость, когда женщины после военных действий не только не распускали «свой союз», а наоборот, сохраняли жестокие законы, сопровождаемые религиозными обрядами, о которых поведали нам древние авторы.

Борис Михайлов «Каменная Могила — подземный эрмитаж Приазовья»

Еще читать про Каменную Могилу

Свежие новости
О проекте «Новости Геническ инфо» (14-4-2023)
Независимый информационно-аналитический региональный проект по Херсонской области . 16 декабря 2023 - наша почта для связи genichesk-info@proton.me Всесторонний сбалансированный анализ проц...
Транспортно-логістична компанія PromoTrans та її можливості
Вантажні перевезення в Україні, Азії та Європі є ключовою галуззю логістичних транспортно-експедиційних послуг і здійснюються через різноманітні фірми, які спеціалізуються на цьому. Ось, наприклад,...
10 продуктов, которые помогут улучшить настроение
Поднять настроение помогает множество действий: тренировки, прогулки на свежем воздухе, времяпровождение с друзьями и близкими, любимое хобби… Список на самом деле можно продолжать до бесконечности...
Детские пазлы в помощь в развитии детской моторики
Пазлы для детей давно считаются отличным вариантом игр, который позволяет не только весело провести время, но и влияет на развитие ребенка. В большинстве случаев пазлы используют для того, чтобы за...
Привлекательность удаленного сервера в Европе
Удаленные серверы - это форма хостинга, при которой заказчику предоставляется в аренду целый физический сервер, выделенный специально для его нужд. Это отличается от общего хостинга, где несколько ...
Сбили А-50 — радиоперехват разговора самолета прикрытия Су-35 с базой
"Сначала вспышка, потом разрывы!" ― подтверждение сбития российского самолета А-50У Главное управление разведки Министерства обороны Украины информирует ― самолет дальнего радиолокационного ...
Объявления
Отель «Комфортный»
Отель «Комфортный»
Генгорка
Виноградная, 19
Виноградная, 19
Генгорка
Все объявления
🔥
Популярное
О проекте «Новости Геническ инфо» (14-4-2023)
Просмотров: 22830
пгт. Рыково (Партизаны) — последствия взрыва склада боеприпасов сегодня (видео)
Просмотров: 10111
Геническ сегодня — как живет курортный городок на берегу Азовского моря в марте 2023
Просмотров: 9813
В Партизанах (Рыково) взорвали склад с боеприпасами
Просмотров: 9551
Генические нотариусы работающие сейчас в Геническе по российским законам
Просмотров: 6912
Стоимость продуктов в Геническе
Центральный рынок, 30.12.2021
Картофель
Картофель
7-12 грн/кг
Лук
Лук
10-20 грн/кг
Огурцы
Огурцы
10 грн/кг
Помидоры
Помидоры
12 грн/кг
Пеленгас
Пеленгас
100 грн/кг
Живое пиво
Живое пиво
32 грн/0.5л
Юмор
Дай человеку второй шанс — и он подарит тебе такой опыт, после которого ты не захочешь никому давать и первого шанса
Telegram
Телеграм канал
Результати виборів міського голови
Місцеві вибори 25.10.2020
1
Тулупов О.В.
27,8%
2
Євстратов А.О.
26,73%
3
Плохушко В.О.
24,03%
4
Пінаєв О.В.
11,66%
5
Терських О.О.
2,67%
6
Пилипчук І.В.
2,54%
7
Галицький О.А.
2,21%
8
Корнєйчук В.І.
0,88%
9
Малюков Г.А.
0,86%
10
Мотика Л.І.
0,57%
Опрос
Переименовать Херсонскую область (левобережье) в Геническую область ?
👍 Да - 28
👎 Нет - 39