Новые кочевники из Азии

09 Сен
0
68

Степные просторы Приазовья

В IV в. с востока, из Азии, которая была «центром» перенаселения, в Европу ринулись тюркоязычные кочевые племена, принесшие местным индоиранским народам paзрушения и смерть.

Особой жестокостью и дикостью отличались племена хунов, получивших в Европе название гунны. Остготский историк Иордан (VI в.) сообщал, что гунны — «свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи».

Гунны захватили огромные просторы от границ Азии до современной Западной Европы. На этой территории кочевой империи» Аттилы — встречаются археологическиe находки, ярко характеризующие культуру новых кочевников.

Обратимся к гуннскому присутствию на территории Каменной Могилы и рассмотрим погребение кочевника в Пещере Колдуна (№ 52), открытое автором в 1973 году.

В глубине пещеры когда-то лежал погребенный, но останки его не сохранились. Однако остались железные бляхи, красный лаковый кувшин и стакан из зеленого стекла, датируемые IV-V веками.

Памятники гуннского времени представлены в бассейне реки Молочной бескурганными погребениями, которые располагались в степных балках и речной долине.

Так, в 30-х годах в полуразрушенном погребении в районе Мелитополя (Кизиярская балка, приток Молочной) было обнаружено два десятка больших янтарных бусин, массивный золотой перстень с крестоподобным щитком, украшенный вставками из агата и рубина, а также обломки лепной посуды серого цвета.

В том же урочище в 1948 году при строительных работах найдено погребение женщины с целым комплексом предметов: золотая диадема, нашивные золотые бляшки (33 шт.), детали лука седла, медный клепаный казан, наконечник трехгранной стрелы и конская уздечка.

Чрезвычайный интерес представляет раскопанное автором вблизи Каменной Могилы (село Новофилипповка) захоронение медника, относящееся к типу «речных погребений».

В нем обнаружены: медные слитки, заготовки, обрубки, раскованные заготовки, фрагменты медных сосудов, подготовленные для переплавки, кузнечный инструмент, медная стружка, металлургический инвентарь (сопло), каменная наковальня, оружие (стрела) и предметы туалета (зеркало).

Находки в этих комплексах свидетельствуют о том, что обитавшее в Северном Приазовье население гуннского племенного союза в определенной мере было связано с той территорией, где в степи находился песчаниковый холм Каменная Могила.

Описанный погребальный комплекс из пещеры Каменной Могилы свидетельствует о посещении степного феномена гуннами, которые из мест прежнего обитания (Алтай, Китай) принесли сюда свой культ поклонения горам.

С. А. Токарев пишет, что «священные горы мыслились не просто покровителями промысла: это были именно родовые горы, у каждого сеёка (человека. — Б. М.) своя. Каждый сеёк устраивал (особенно перед началом осеннего промысла) родовые моления в честь своей родовой горы, с принесением ей жертв, иногда приглашая шамана для этой цели. Отношение каждого сеёка к своей родовой горе осознавалось как кровнородственное интимное отношение. Считалось, что члены рода как бы происходят от своей горы…

Это выражалось понятиями тёс-таг (гора-предок), улуг-таг (великая гора), ару-тёс (чистый предок) и пр.»

Из приведенных данных можно заключить, что холм Каменная Могила занимал в жизни гуннов особое место, поскольку в пещере было погребено лицо, занимавшее высокое социально-политическое положение в обществе (по нашему мнению, погребенный принадлежал к духовному сану).

Дальнейшие исследования петроглифов, вероятно, позволят выделить группы рисунков, связанных с духовной культурой гуннских племен, которые, как указывалось, кочевали на этой территории.

В частности, первые этапы изобразительного искусства в виде линейно-геометрических рисунков антропоморфных и зооморфных существ представлены на конкрециях из погребения. Однако эта тема  требует  дальнейшей разработки.

Укажем лишь на единственный хорошо «читаемый» рисунок. Это изображение мужчины с фаллосом, напоминающим гуннский амулет из Мариупольского музея, а также медная фигурка, найденная местным жителем Ю. Рацкевичем вблизи Каменной Могилы. Они соотносятся по времени с атрибутами фаллического культа, распространенного в древности у кочевых племен Евразии.

После господства гуннов и распада их империи Северное Причерноморье вновь заселяется новыми пришельцами с востока и запада. С восточной стороны на эти земли пришли хазары, с южной — салтово-маяцкие племена.

В основе хозяйства тех и других господствовал кочевой уклад.

В Северопричерноморской степи найдено значительное количество памятников искусства, характеризуемых скотоводческо-кочевой тематикой.

Присутствие в районе Каменной Могилы во второй половине I тыс. до н. э. кочевников прежде всего подтверждается находками железных стрел в гротах Быка (№ 9) и Подковы (№ 53), а также рунического письма.

Что касается петроглифов, то наиболее уверенно с этой эпохой могут быть отождествлены реалистические изображения всадника на лошади (длина 12,5 см; высота — 11 см) и лошади с высоко поднятыми «антенными» ушами из грота № 25. Они выполнены методом глубокой гравировки тонким и острым инструментом, что явно характеризует эти рисунки как наиболее поздние памятники, связанные, вероятнее всего, со «всадничеством» средневековья.

Подтверждением служат многочисленные каменные «конники», найденные в курганах и датируемые хазарским временем. Сходство этого рисунка прослеживается в так называемых бронзовых амулетах салтово-маяцкой культуры, датируемой VIII — IX веками, что не противоречит датировке наконечников стрел и рунического письма.

По твердому убеждению В.Б. Ковалевской, фигуры всадников свидетельствуют о распространении дружинного культа, который являлся своеобразным отличительным знаком кастовой родо-племенной принадлежности.

Иной точки зрения придерживалась С. А. Плетнева, полагавшая, что амулет «всадник на коне» связан с салтово-маяцкими племенами и «культом антропоморфного бога неба — солнца; которого также считали «героем» — вождем, наделенным магической силой».

Борис Михайлов «Каменная могила — подземный эрмитаж Приазовья»

Свежие новости
Реклама Реклама Реклама
Врачи из Санкт-Петербурга в Геническе
В ЦРБ Геническа приехали врачи из Санкт-Петербурга анестезиолог-реаниматолог Минздрава России, кандидат медицинских наук Сергей Шкабаров. Анестезиолог-реаниматолог Минздрава России кандидат м...
Крещение в Геническе 19 января 2023 (фото)
Крещение в Геническе 19 января 2023 (далее…)
Генический краеведческий музей
В Геническе продолжает работать местный краеведческий музей Директор Генического краеведческого музея , бывшая заведующая отделом культуры Генической райгосадминистрации Фролова Людмила Викторов...
Геническая районная больница
Илия Останькович врач невропатолог Генической центральной районной больницы
Объявления
Виноградная, 19
Виноградная, 19
Генгорка
Отель «Комфортный»
Отель «Комфортный»
Генгорка
Все объявления
🔥
Популярное
Реклама Реклама Реклама
Просмотров: 31
Война в Геническе 24-2-2020 (обновляется)
Просмотров: 4683
Обстановка сейчас на втором мосту — фото
Просмотров: 1930
Телефон ж-д вокзала Новоалексеевки и справочная информация (фото)
Просмотров: 1075
В Геническе спокойно
Просмотров: 954
Разведывательный американский дрон летит из Израиля в сторону Украины
Просмотров: 831
Стоимость продуктов в Геническе
Центральный рынок, 30.12.2021
Картофель
Картофель
7-12 грн/кг
Лук
Лук
10-20 грн/кг
Огурцы
Огурцы
10 грн/кг
Помидоры
Помидоры
12 грн/кг
Пеленгас
Пеленгас
100 грн/кг
Живое пиво
Живое пиво
32 грн/0.5л
Юмор
Известно ли вам, что мотоцикл прослужит его обладателю до конца жизни, если ездить на нем достаточно быстро
Telegram
Телеграм канал
Результати виборів міського голови
Місцеві вибори 25.10.2020
1
Тулупов О.В.
27,8%
2
Євстратов А.О.
26,73%
3
Плохушко В.О.
24,03%
4
Пінаєв О.В.
11,66%
5
Терських О.О.
2,67%
6
Пилипчук І.В.
2,54%
7
Галицький О.А.
2,21%
8
Корнєйчук В.І.
0,88%
9
Малюков Г.А.
0,86%
10
Мотика Л.І.
0,57%
Опрос
Удовлетворены ли вы работой городского головы Александра Тулупова ?
👍 Да - 13
👎 Нет - 63