Заселение края. ч.3(г) — Депортация христиан
3-г. Депортация христиан Крыма войсками Суворова. (Разрушение Крымского ханства Российской империей в 1735-87гг. www. Nikolaenko. ru ).
В выводе христианского населения Крыма войсками Суворова не видят ничего рокового , но и ничего странного. Продолжалось социально-культурное переосвоение Крыма.
Имперское мнение относительно насильственного вывода христиан из Крыма хорошо изложено Бертье – де Лагардом , авторитетного специалиста , среди крымоведов , различных поколений. Он принял активное участие в формировании имперского образа освоения Крыма , в т.ч. и по этому вопросу. А мысли свои изложил в брошюре «Керемчик (Крымская глушь)» Одесса 1899г с 47.
В связи с этим некоторые цитаты.
«Стоил церковь в память своих родителей Банат , сын Темир-каи (железная скала). Фамилия чистокровно татарская , что и показывает , насколько было распространено и как долго держалось христианство между татарами , начало чему знаем в Крыму с 13 в.к.».
«Давно , очень давно , еще в 2-3-м в.к. по Р.Х. , двинулись готы с берегов Балтики к солнцу , теплу , к свету, в южные степи. Значительные их части с разбега добирались до Крыма , проходили сквозь него , а иные застревали здесь , упершись в горы и море. Слившись с туземцами и вместе с ними огречивается , и как память оставив после себя Готскую епархию».
Но вмешался и «всему положил предел , могущественный элемент тогдашней жизни Черноморья – турки , у которых , где конь копытом ступит , там трава не растет : тяжкой рукой покрыли они и генуэзцев , и татар , и Мангуп , и Крым целиком весь».
«После того имя готское звучало только в ученой литературе , а в жизни сохранилось только в титуле крымских митрополитов , называвшихся до русских времен – Готийскими. Этот титул вместе с выселением греков исчез из Крыма». «Если кровь населения и была готской , то образ жизни и язык давно стали греческими , а под конец даже и татарскими».
«Процветание края после турецкого завоевания в 1475г , без сомнения , стало уменьшаться , особенно с усилением после того татар и прекращением сношений с Европой». «В 18 в.к. картина меняется , а когда в 1773г состоялось покорение Крыма , когда наши войска , можно сказать , без сопротивления прошлись по всему полуострову столь же просто , как по Московской губернии , что при малейшем прикосновении организованной силы вся , будто бы непреодолимая мощь татарская , рассыпалась прахом , оказавшись без жизни и смысла внутри. Ясным становится , что вся власть , все значение Перекопской орды было не в ее силе , а в безмерной слабости соседей , и вот именно в этом лежит весь ужас… рабьих времен. Прошел еще десяток лет и Крым , совершенно просто , был присоединен к России.
Но перед тем произошло событие почти рокового значения , необъяснимое и непонятное – поголовное выселение всех христиан из Крыма на северный берег Азовского моря. Кому и для чего было нужно это изгнание народа ? Будто бы хотели ослабить татар , но ведь уже было покорение Крыма. О какой татарской силе можно было говорить , если все зависело от желания русского. Оно могло встретить препятствие в политике Запада , но ни малейшего в самом Крыму. При таких условиях , ослабляя Крым – мы ослабляли себя , сами уничтожая свою главную опору , сами изводили соль земли Крымской : это из тех несчастных ошибок , которые основаны на невежестве дипломатических канцелярий и которыми , не сознавая того , одна рука уничтожает то , что другая тщится приготовить. Еще в 1772г Панин , тогдашний вершитель иностранных дел , получив письмо из Крыма от архиерея Игнатия , счел все это обманом «стремлением к поживке и снабдению» , почему и поручил это дело резиденту в Крыму с целью разузнать : какие такие там христиане ? Невежество в этом вопросе и породило выселение 1778г. Поручили вопрос Суворову , а тот повел его по своему обычаю : «глазомер , быстрота и натиск». Начав в мае , в сентябре доложил о выполнении. Выходило более 31.000 душ обоего пола , уводя скот , увозя все имущество , очистив совершенно все церкви и все что в них было , оставив только развалины . А по пути следования прихватывая христиан и из других селений . ( В том числе и из нашего , увели 412 человек). Едва половина переселенцев уцелела , а глава и устроитель переселения Игнатий , последний митрополит Готийский и Кефайский , вынужден был почти скрываться от своей паствы и писать Суворову и нашему резиденту : «Вы меня ввергнули в глубину огня …я вас оставляю Божиему правосудию».
Обездолил и опустел горный Крым. Почти исчезли вековые традиции. А через пять лет досталось нам разоренное пустое место , и на него стали созывать всяческих иностранцев и силой переводить русского мужика. Но из этого ничего не вышло. Не догадались только вернуть туземцев , бедствовавших по чужим местам. Потери были не только вещественные , но главное моральные : была утеряна промежуточная связь , лучшие посредники между нами и татарами , отодвинув навсегда возвращение горных татар к незабытой вере отцов , к христианству. Оставив татар без соседей христиан , мы не только усилили меж ними , но и закрепили мусульманство окончательно.
Неисповедимы пути Господни : 17 веков существовало христианство в Крыму , проповедовало , одолевало , распространялось , терпело , умалялось , погибало , но все же уцелело – и было истреблено окончательно , в корень , единоверным народом , явившимся его спасителем и забывшем , что он сам здесь же в Крыму добыл Свет Христов.
И так , тогда все христианское очистили и до тла разорили , а во всем Крыму уцелел единственный Георгиевский монастырь под Балаклавой : опусташенный , без икон , без книг и ризницы , а в нем единственная церковка и в ней единственный 80-летний монах , более 60-и лет пробывший в монастыре до выхода христиан. А когда в Бахчисарае собралось несколько разноплеменных христиан , то сам хан Шагин-гирей ( ! ) приказал силой захватить случайно заехавшего из Анатолии священника , и водворить в Успенский монастырь ! Мусульманин , а понимал. Уже в наше время потребовалась чуть ли не апостольская проповедь , что бы начать возобновление христианства в Крыму.
Выходили христиане с горькими рыданиями , бегали , скрывались в лесах и пещерах , мало того , принимали мусульманство , лишь бы остаться в земле родной. Для нас это история , но она тяжким следом залегла в народной памяти : все исчезло – обычаи , праздники , соседи , земля переменила хозяев , население явилось новое , правительство стало в корне другое. Этим всем то время и крепко в памяти народной , отчасти сберегшего нам старые традиции и древние названия. Народ татарский помнит названия урочищ по имени церквей , престольные праздники , которые праздновали все вместе , и те торжества которые там происходили.
Скоро после выселения греков , всеми замолчанного , стали выселяться татары : об этом много писали и говорили , хотя оно и было ничтожно и благоприятно России. Но главный удар по горному Крыму , был нанесен выселением христиан , привившее к обезлюдиванию , к замиранию всего и повсюду.
Но появились новые поселенцы , вдохнувшие жизнь – греки из дальних Морей и Архипелага. Еще в первую турецкую войну , при императрице Екатерине , эскадра Орлова с войсками поддержала восстание на турецких берегах Средиземного моря , населенных греками . После войны их и переселили в Крым , на особых условиях. И стали они у нас «албанцами» или «арнаутами». Их в 1783г , во время восстания татарского , двинули в Крым , в поддержку Суворова , на занятие южного берега. Распространяя ужас среди татар , они дошли до Балаклавы , где и поселились окончательно на особых правах. Земель оказалось не достаточно , и арнаутам разрешили селится «по удобным для них местах». Самый видный и старший из них Стефан Мавромихали – «байрактар» , т.е. знаменоносец , точнее – имеющий знамя. Он – главнейший командир легионеров , знатнейшее лицо , вевшее переговоры с Орловым и Паниным. Подполковник. Похоронен в Георгиевском монастыре.
Потомки здешних греков и их внуки рассеялись по землям России , обрусели , заняли видные места . Их судьбы полны драматизма и большого разнообразия , среди которых безвестные борцы за веру и родину.
Часть из них поселилась в Херсоне , занимались строительством : судов , строений , дорог. Там они образовали Греческий квартал и построили свою Греческую церковь – «Вера , Надежда , Любовь и матерь их София».
Набирали греков и во флот , где они показали себя как отличные матросы , офицеры и даже капитаны кораблей. Так в ордере контр-адмирала Войновича от 1 января 1788г отмечено , что «Святой Владимир» и «Александр» укомплектованы экипажами из греков , а также фрегаты «Григорий Богослов» и «Григория Великая Армения» , где капитанами греки Спиро и Алексиано Паниоти , ставший впоследствии контр-адмиралом.