Половцы в Северном Приазовье
Тюркоязычные кочевники-скотоводы по имени «половцы», или «команы», «уцы», в начале ушедшего тысячелетия находились на стадии перехода от родо-племенных отношений к феодальным. Они отличались феноменальной зоркостью, были хорошими ремесленниками и создали новое вооружение, что помогало им обогащаться за счет набегов на соседей, в том числе и на Русь.
Половец означает «хама», что переводится как «нож», «ятаган», которым они подпоясывались, как и их завоеватели.
Среди них были христиане и мусульмане. Согласно выводам Богданова В.В., о которых шла речь в обзоре литературы, половцы по происхождению — арийцы, которые в определенный период времени перешли на тюркский язык, что не раз приводило их к трагедиям.
Половцы господствовали в Северном Причерноморье и Приазовье почти 200 лет в 11-м — 13-м веках, с момента окончательного разгрома печенегов до известного хана Кончака.
Таборный неуловимый способ кочевания не давал возможности Византии и Руси вначале с ними справиться. Используя три кочевые стадии, половцы массово перешли к третьей не раньше 12-го века, когда они лишились возможности обогащаться всем обществом за счет грабежа. Кочевали в последней стадии только обеспеченные степняки, а бедные на зимовищах занимались ремеслом и земледелием.
После тяжелых зим половцы отдыхали на берегах Азовского моря, то есть на своей южной границе, В основном именно здесь русским князьям удавалось застать цвет кочевников врасплох.
Отношения оседлой Руси с половцами, как и с другими кочевниками, были разнообразны. Не только о битвах, но и о мирах, браках, общих походах сообщают средневековые источники. Противоречиво осведомляет научная литература о внешней торговле Руси в половецкий период. Одни авторы считают кочевников посредниками в ней, особенно с Таврикой, другие утверждают, что торговля после прихода половцев значительно сократилась и Русь волнами то откатывалась на север, то спускалась к Черному и Азовскому морям.
Два половецких союза, занимавшие огромные территории — Белую и Черную -, ассоциировали себя с днепровскими, к которым присоединялись лукоморские, и донскими половцами. На левом берегу Днепра, где особенно много было так называемых надкурганных»каменных баб», сосредоточен был род Бурчевичей, из которого происходил известный кочевой долгожитель хан Боняк.
Еще в молодости он смог стать военачальником и волхвом (жрецом), что свидетельствует о переходном периоде половцев к раннеклассовому обществу. Орда Бурчевичей, по преданию, вела происхождение от Волка. Поэтому Боняк перед битвами выл по-волчьи, и волки ему отвечали, предсказывая победу или поражение (Плетнева С).
«Поганый Кобяк», которого, по словам автора «Слова о полку Игореве», «из Луку моря выторже», «и паде Кобяк в граде Киеве», был лукоморский половец, то есть, можно сказать, -наш, Генический. А вот хан Кончак, взявший в плен русского князя Игоря с помощью объединенных отрядов половцев, относился к донской половецкой ветви.
В 1120 году Владимир Мономах принудил живших между Доном и Карпатами половцев к покорности и включил их в состав Руси на правах автономии. Этих сговорчивых половцев, в отличие от их диких задонских сородичей, стали называть «свои поганые». Слово «поганые» вовсе не означало «плохие», а переводилось как «язычники», или, по Богданову В.В., — выходцы из района с торговым центром Лугань, в котором преобладает корень ган.
Апокалипсис для половцев наступил с приходом в 13-м веке татаро-монгол. Их царство разрушил Батый руками армии Ногая. Ничего подобного централизованной военно-административной машине татаро-монгольского феодального государства у половцев не было. Поэтому, несмотря на регулярные грабежи, они не завоевали ни один значительный русский город. Не спаслись они и сами, несмотря на отвагу и, казалось бы, надежные военные приемы. Рослых, сильных, голубоглазых, несколько скуластых половецких богатырей, напоминавших в конских седлах, как и их предки, кентавров, татары выгодно продавали на невольничьих рынках.
Татаро-монголы разбили всех половцев. Половецкая верхушка, не успевшая уйти в Венгрию и Египет, была уничтожена, а население вошло в состав Золотой Орды и частично было переселено в Поволжье. Ассимиляция завоевателей и подданных изменила отношение половцев к творчеству. Не стали ваять «каменных баб», но расцвело искусство резьбы по кости.
Одна из «каменных баб» — почти портретная скульптура — представлена в Геническом краеведческом музее. Теперь ее только созерцают и изучают, но не ублажают большими жертвами, как это было положено по половецким обычаям.
С.Е.Павлова «Из Неонтихоса в Геничи»
Кочевые и оседлые жители края в средние века