Хазары, государственное устройство, быт, нравы и обычаи
Русская земля была мощным этнографическим котлом с наиболее высокой точкой кипения в Таврических степях. Хазары, жившие столетиями на ее территории, смешивались с роксоланами (в некоторой степени — предками казаков) и касогами (будущими черкесами), после чего переставали быть похожими на своих родственников. Недаром просветитель Кирилл писал: «Козары бяше народ скифский, языка славянского или русского».
Еврейский идиш в среде хазар-иудеев возник на германской языковой основе при содействии, очевидно, таврических готов.
Судили жителей Хазарии по принципу, у кого какая религия.
Дома богатых людей и государственных чиновников строились из камня и саманного кирпича с сейсмической камышовой прослойкой. Большинство податного населения проживало в глиняных землянках-мазанках.
Социальные противоречия приводили к протестам населения. Многие хазары, бежавшие после восстаний от наказания достойно служили в дружинах русских князей. В свою очередь во время объединенных союзных походов православные славяне шли рука об руку с хазарами разных религиозных предпочтений или служили наемниками в войске Каганата.
В хазарском руководстве тоже было не все гладко. Каган никогда не владел полнотой власти. Даже изначально, когда он распоряжался сбором денег, набором вспомогательных войск из подчиненных народов и брал в жены дочерей их правителей, его жизнь не была слишком сладкой.
Далекое прошлое донесло до нас почти неправдоподобные истории из жизни хазарских правителей. Если каган, выставленный перед врагами в бою, не устрашал их своим видом, приближенные его убивали, будучи убежденными в том, что он лишился святости, которую они ему приписывали.
Обряд возведения нового кагана на престол включал требования почти удушенному шелковым шнурком претенденту назвать цифру лет, в течение которых он намерен править. Его убивали или увольняли, если он достиг названного им срока (Истархи), и в любом случае — после сорока лет правления (Ибн Фадлан), ибо хазары твердо верили в неспособность пожилых людей приносить пользу народу на высоком посту. Было у хазар еще одно объяснение этому злодейскому ритуалу. Когда у кагана силы иссякнут, думали они, надо лишить его жизни, чтоб божественная энергия могла найти новое воплощение.
Мощное Хазарское государство, восстановив многие порты после гуннского погрома, имело флот на двух морях, три столицы: зимнюю, летнюю и военную. В летней столице кагана на берегу Черного моря, где осенью обмазывали известью висящие на ветках груши, чтоб рвать их свежими зимой, собрались в середине 8-го века три теолога: еврейский раввин, христианин-грек и арабский мулла, чтоб в полемике объяснить сон кагана и доказать преимущество одной из религий. Конфликт между двумя династиями в Арабском Халифате лишь помог в это время иудаизму утвердиться на Хазарском дворе.
После этих событий Хазарское государство превратилось из сугубо военного в торгово-паразитическое. Каган официально подчинился царю, второму лицу в стране, а позже потерял почти все свои права и уподобился жертвенному животному. Торговая верхушка стала хозяином положения.
Роль царя, или бека, то есть реального властителя, выполнявшего все прихоти богатых господ, неизмеримо выросла. В 9-м веке испанские Омейады, французские Каролинги оказывали услуги хазарским царям. Один из царей за это однажды преподнес Карлу Великому красное знамя и царские знаки последних римских императоров, попавшие к ним через готов (Макаров А., 1995).
Не те были официальные отношения у Хазарии с Русью. В 9-м веке князья Руси Аскольд и Дир, потом Олег, Игорь, Святослав, Владимир последовательно «мстили неразумным хазарам» за разорение и моральное удушение Русской земли.
Победа над Хазарией означала свободу выхода Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье и мировоззренческий приоритет в борьбе за право выбора особого пути духовного развития. Теперь не надо было торгово-военным судам Руси подыматься из Азовского моря по Дону до Переволоки, откуда сухим путем добираться до Волги, где риск нападения на них был очень велик. Путь через Тмутаракань (бывший хазарский порт Таматарха, еще ранее — греческая колония Гермонасса, а теперь — станица Таманская) был открыт и лояльность кочевых народов Прикаспия, Причерноморья и Приазовья достигнута. Одно не учел Святослав. После поражения Каганата уже не Хазария, а Русь становилась восточным щитом Европы.
Стремясь к объективности, нельзя вычеркнуть из истории факт спасения хазарами Херсонеса от мести Юстиниана, вознамерившегося сравнять город с землей, и то, что они долгое время отражали набеги кочевых племен с Востока.
Из сказанного следует, что Русь была не согласна с отдельными политическими актами Хазарского каганата по отношению к себе и ничего не имела против основной массы населения Хазарии. Не случайно князь Владимир, сын Святослава, называл себя каганом. Еще до Владимира Византия принимала послов во главе с князем Руси Киевской и Сурожской Хакан-Русом, на что обратил внимание арабский писатель Ибн Русте (А.И. Асов, 1999).
Нельзя пренебречь хотя бы пересказом особенностей ремесел, культуры и философских воззрений разноплеменных хазар из полулегендарного произведения «Хазарский словарь» сербского историка и писателя М. Павича.
В период своего расцвета Хазария уже славилась земледельцами и рыбаками.
Местные жители выращивали в искусственных озерах столь жирную рыбу, что могли готовить ее без добавления масел. Весной после схода воды на такой низине, унавоженной рыбными отходами, они сеяли пшеницу. Большой урожай мидий собирали с веток деревьев, которые, пригнув к воде, закрепляли камнями на берегу моря, а на второй-третий год поднимали из воды, облепленные раковинами.
В государстве производился окрашенный и неокрашенный хлеб. Дешевым окрашенным питались голодные районы окраин. Истинные хазары имели право покупать лишь неокрашенный хлеб и только за золото. Служба типа налоговой контролировала нужники и наказывала преступников, употреблявших запрещенный продукт.
Так пишет Л. Павич. Но еще араб Истархи в 10-м веке свидетельствовал о белых (ак) и черных (кара) хазарах , то есть о свободном от податей и податном населении Каганата.
Поклоняясь богу соли, умеющему, подобно индийскому Шиве, разделять прошлое и будущее, создавать порядок методом уничтожения старого и возрождения нового, хазары обожествляли саму соль и вытесывали в подземных соляных слоях или в соляных скалах на поверхности земли свои храмы. Их цифры носили названия семи видов соли, буквы азбуки назывались именами блюд, в которых использовалась соль. Жители считали, что не стареют только от соленого взгляда бога, все остальные взгляды вспарывают и перепахивают тела самыми убийственными орудиями, которые создаются страстями, ненавистью, намерениями и желаниями. Хазарская молитва являла собой плач.
Слезы, по мнению хазар, принадлежали богу, ибо в них, как на дне ракушки с жемчугом, всегда содержится немного соли. Потерявший соль считался лишенным возможности уснуть. Жители Каганата делились на родившихся под ветром (это собственно хазары) и над ветром (греки, евреи, сарацины, русы и т.д., то есть пришельцы).
Хазары любили слушать музыку ветров, облетавших соленые глыбы мрамора, и подводили итоги, кто из строителей создал лучшую песню.
Хазары умели читать и петь цвета, изображенные на картинах и иконах. При усилении иноземного влияния они теряли эту способность. Цвет каждого перстня соответствовал десятиступенчатой лестнице звуков. Персторяд означал порядок в любом деле.
Бесплодие не только почвы, но и народа, наступавшее у хазар с разной периодичностью, обуславливало их переселение. И стоило только, трясясь по дорогам, вновь обрести плодовитость, как они возвращались на насиженные места и снова брались за копье. При этом исконные хазары делили все, что имели, с теми, кто не давал им ни крошки от общего пирога, и даже признавали награды изменников, которые во время войны сражались на вражеской стороне.
Существует легенда о мудрой принцессе Атех, которая составила энциклопедию о хазарах и способствовала выбору каганом иудейской религии. Прежде, чем исповедующие ислам заставили хазар забыть их язык, Атех распустила по свету попугаев, каждый из которых выучил по статье из Хазарского словаря. Когда в 17-м веке на берегах Черного моря был отловлен попугай царьградского дипломата, декламирующий стихотворение на незнакомом языке, потомки, знавшие легенду, были убеждены, что язык этот хазарский.
У хазар за четыре сезона проходило два года, и текли они в разных направлениях: один из будущего в прошлое, другой из прошлого в будущее.
Хазарский словарь охватывал содержание книг толкователей снов, составлявших в государстве хазар религиозную секту. Для них этот словарь являлся чем-то вроде Библии. Он содержал множество биографий разных лиц и пытался передать портрет первочеловека.
Хазары считали, что в жизни каждого есть узловые моменты или отрезки времени, которые можно уподобить ключам. Поэтому у каждого хазарина был посох, на котором он в течение всей жизни вырезал отметки о том, что чувствовал в моменты озарений или полноты жизни. Отметкам присваивались имена животных или драгоценных камней, и они также назывались снами. Ловцами или толкователями снов — знаков на посохах были священнослужители. Из этих толкований они составляли сборники житий — мгновений просветления, когда человек становился, по их представлениям, будто бы частью тела первочеловека Адама, предвосхищавшего будущее. Хазары верили, что когда люди включаются в тело Адама, они и сами становятся провидцами и отчасти собственниками своего будущего. Поэтому книги хазарских ловцов снов представляли собой подобие икон Адама.
С.Е.Павлова «Из Неонтихоса в Геничи»
Кочевые и оседлые жители края в средние века