Новые кочевники из Азии
В IV в. с востока, из Азии, которая была «центром» перенаселения, в Европу ринулись тюркоязычные кочевые племена, принесшие местным индоиранским народам paзрушения и смерть.
Особой жестокостью и дикостью отличались племена хунов, получивших в Европе название гунны. Остготский историк Иордан (VI в.) сообщал, что гунны — «свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи».
Гунны захватили огромные просторы от границ Азии до современной Западной Европы. На этой территории кочевой империи» Аттилы — встречаются археологическиe находки, ярко характеризующие культуру новых кочевников.
Обратимся к гуннскому присутствию на территории Каменной Могилы и рассмотрим погребение кочевника в Пещере Колдуна (№ 52), открытое автором в 1973 году.
В глубине пещеры когда-то лежал погребенный, но останки его не сохранились. Однако остались железные бляхи, красный лаковый кувшин и стакан из зеленого стекла, датируемые IV-V веками.
Памятники гуннского времени представлены в бассейне реки Молочной бескурганными погребениями, которые располагались в степных балках и речной долине.
Так, в 30-х годах в полуразрушенном погребении в районе Мелитополя (Кизиярская балка, приток Молочной) было обнаружено два десятка больших янтарных бусин, массивный золотой перстень с крестоподобным щитком, украшенный вставками из агата и рубина, а также обломки лепной посуды серого цвета.
В том же урочище в 1948 году при строительных работах найдено погребение женщины с целым комплексом предметов: золотая диадема, нашивные золотые бляшки (33 шт.), детали лука седла, медный клепаный казан, наконечник трехгранной стрелы и конская уздечка.
Чрезвычайный интерес представляет раскопанное автором вблизи Каменной Могилы (село Новофилипповка) захоронение медника, относящееся к типу «речных погребений».
В нем обнаружены: медные слитки, заготовки, обрубки, раскованные заготовки, фрагменты медных сосудов, подготовленные для переплавки, кузнечный инструмент, медная стружка, металлургический инвентарь (сопло), каменная наковальня, оружие (стрела) и предметы туалета (зеркало).
Находки в этих комплексах свидетельствуют о том, что обитавшее в Северном Приазовье население гуннского племенного союза в определенной мере было связано с той территорией, где в степи находился песчаниковый холм Каменная Могила.
Описанный погребальный комплекс из пещеры Каменной Могилы свидетельствует о посещении степного феномена гуннами, которые из мест прежнего обитания (Алтай, Китай) принесли сюда свой культ поклонения горам.
С. А. Токарев пишет, что «священные горы мыслились не просто покровителями промысла: это были именно родовые горы, у каждого сеёка (человека. — Б. М.) своя. Каждый сеёк устраивал (особенно перед началом осеннего промысла) родовые моления в честь своей родовой горы, с принесением ей жертв, иногда приглашая шамана для этой цели. Отношение каждого сеёка к своей родовой горе осознавалось как кровнородственное интимное отношение. Считалось, что члены рода как бы происходят от своей горы…
Это выражалось понятиями тёс-таг (гора-предок), улуг-таг (великая гора), ару-тёс (чистый предок) и пр.»
Из приведенных данных можно заключить, что холм Каменная Могила занимал в жизни гуннов особое место, поскольку в пещере было погребено лицо, занимавшее высокое социально-политическое положение в обществе (по нашему мнению, погребенный принадлежал к духовному сану).
Дальнейшие исследования петроглифов, вероятно, позволят выделить группы рисунков, связанных с духовной культурой гуннских племен, которые, как указывалось, кочевали на этой территории.
В частности, первые этапы изобразительного искусства в виде линейно-геометрических рисунков антропоморфных и зооморфных существ представлены на конкрециях из погребения. Однако эта тема требует дальнейшей разработки.
Укажем лишь на единственный хорошо «читаемый» рисунок. Это изображение мужчины с фаллосом, напоминающим гуннский амулет из Мариупольского музея, а также медная фигурка, найденная местным жителем Ю. Рацкевичем вблизи Каменной Могилы. Они соотносятся по времени с атрибутами фаллического культа, распространенного в древности у кочевых племен Евразии.
После господства гуннов и распада их империи Северное Причерноморье вновь заселяется новыми пришельцами с востока и запада. С восточной стороны на эти земли пришли хазары, с южной — салтово-маяцкие племена.
В основе хозяйства тех и других господствовал кочевой уклад.
В Северопричерноморской степи найдено значительное количество памятников искусства, характеризуемых скотоводческо-кочевой тематикой.
Присутствие в районе Каменной Могилы во второй половине I тыс. до н. э. кочевников прежде всего подтверждается находками железных стрел в гротах Быка (№ 9) и Подковы (№ 53), а также рунического письма.
Что касается петроглифов, то наиболее уверенно с этой эпохой могут быть отождествлены реалистические изображения всадника на лошади (длина 12,5 см; высота — 11 см) и лошади с высоко поднятыми «антенными» ушами из грота № 25. Они выполнены методом глубокой гравировки тонким и острым инструментом, что явно характеризует эти рисунки как наиболее поздние памятники, связанные, вероятнее всего, со «всадничеством» средневековья.
Подтверждением служат многочисленные каменные «конники», найденные в курганах и датируемые хазарским временем. Сходство этого рисунка прослеживается в так называемых бронзовых амулетах салтово-маяцкой культуры, датируемой VIII — IX веками, что не противоречит датировке наконечников стрел и рунического письма.
По твердому убеждению В.Б. Ковалевской, фигуры всадников свидетельствуют о распространении дружинного культа, который являлся своеобразным отличительным знаком кастовой родо-племенной принадлежности.
Иной точки зрения придерживалась С. А. Плетнева, полагавшая, что амулет «всадник на коне» связан с салтово-маяцкими племенами и «культом антропоморфного бога неба — солнца; которого также считали «героем» — вождем, наделенным магической силой».
Борис Михайлов «Каменная могила — подземный эрмитаж Приазовья»