Заселение края. ч.4 — Евреи
4. Евреи. ( Д.И. Эварницкий. Сборник материалов для истории запорожских козаков. СПб тип. Скороходова 1888г ).
Пограничные споры запорожцев , подали повод их врагам клеветать на них перед двором и послужили одним из поводов уничтожения Запорожья. (с 7). А это повлекло за собой колонизацию «земель не считанных и немереных» и переселения сюда новых поселян.
1777г августа 8 дня. О выходящих из Польщи в Новороссийскую губернию или бывшие запорожские владения жидах. (с 222).
«От поверенных жидовъ Лейзера Займеновича , Хаима Вицковича и от всего кагала желающего поселения в Новороссийской губернии , доношение. Подано 14 июня 1776г князю Потемкину рапорт , то последовавшего повеления , принимаются на вечное поселение выходящие из Польши два жидовских кагала … положено пропустить со всем их товаром каждой семье на 300 руб без пошлины , … в рассуждении недостаточного в тех местах поселения , а паче по скудости в мастеровых людях о чем сприложением никаких кондициях они на то поселение приниматца …
Домы им и школы построить собственным коштом , а до того прожить им в наемных домах.
При их селении дозволить собственно от себя построить винокурни и бровари … не больше как на 20 котлов , лес же им доставлять по Днепру из Польщи и Белоруссии.
Льготы иметь один год.
Свободу им иметь торговать всяким товаром и горелкою за Днепром как и все российские подданые. Платить имеют в казну подати против прочих жидов записавшихся в сию губернию от рубля по копейке. А мастеровые с души мужеска полу по два рубли в год.
Привезти им из пошлин товаров на 300 руб . каждой семье за горелку пошлины отсрочить до 778г мая 19 дня , в который срок они жиды внесть непременно.
При местах поселения отвесть им и кладбища для погребения мертвых телес земле.
Во время проходу полков и команд от обид и разорений защищать как и всех в Новороссийской губернии жителей.
Хотя нанимать им русских работников и незапрещаеца однако чтоб то чинено было з добром их воли согласия и без всяких к ним прилепок и с пашпортами.
Если меж ими жидами зделался какой спор то при собрании всего кагала и раббина их разбирательство чинить определенному над ними командиру .
От разбоев и нападения как и всех обывателей защищать.
Закон им свой продолжать безвозбранно.
Бракосочетание таким образом что исполнивши взять и перевезть девицу из Польщи дозволяется.
Командиров над ними из офицеров поставить по их желанию.
А за всем тем они жиды все должны быть добропорядочного поведения , не бродяги и действительно имеющие капитал или какое мастерство знающие , о чем надать всем кагалом список и жить в Новороссийской губернии в вечном повиновении учрежденной от Ея Императорскаго Величества власти , на что и учинить в верности каждому из них закону присягу.».
Переселение евреям разрешили еще с 1762г указом Екатерины , с поселением в Новороссии. Ехали они из Виленской , Могилевской и Минской губерний , особенно после раздела Польши в 1773г. Разрешили им основывать земледельческие колонии и заниматься сельским хозяйством , но из этого мало что получилось. В 1806г по данным генерал-губернатора Ришелье , евреев переселилось от 911 до 1436 семей. На переселение отпущено было 310.000 руб. в 1807г основали они Сейдеминуху , Бобровый кут и другие. Вторая волна переселения их началась в 1822г , по причине неурожая в Белоруссии. По ревизии 1865г почти все евреи значатся ремесленниками : сапожники , портные , лудильщики , стекольщики и т.д. Ну и «мелкие торговцы». А по селам – «экономы и управляющие». Переселяли еще молдаван и армян : тогда и появились – «молдаванки» и «бессарабки».
После присоединения Крыма , часть литовской общины караимов в 1784г , получила разрешение на переселение по Таврии ; занимались они ремеслами , торговлей и хлебопечением ( от них в Геническе остались удивительно вкусные «караимские пирожки» ).