Ю.Н.Беличко. Григорие – Бизюков мужской монастырь.
Григорие – Бизюков мужской монастырь – единственный в Херсонской и Таврической епархии.
Основатель его – настоятель Софрониево – Молчановской пустыни, что на Сумщине, Феодосий (Маслов). Лично зная фаворита Екатерины – 2 князя Потемкина, старец Феодосий попросил его выделить земли под монастырское подворье с церковью на присоединенных к России землях юга Украины.
23 мая 1782г Указом Новороссийской губернской канцелярии настоятелю Феодосию выделили в Казы – Керменской волости (будущей Бериславской) по правому берегу Днепра 3.245 десятин степной земли вместе с плавнями в 2.000 дес. Стараниями настоятеля возвели земляные валы , построили несколько келий , для монахов, с часовней, и назвали все это – Софрониевской пустынькой. А в сентябре было получено разрешение на строительство храма от епархиального Владыки Никифора .
Изначально поставлена деревянная церковь во имя святого мученика Григория Великой Армении. Затем разобрали и поставили каменную в его же честь в 1786г , а освятили 18 мая 1787г. за Богоугодные деяния игумена было произведено в сан архимандрита и выделено в вечное владение пустыни 20.718 дес. земли с левого берега р. Ингулец.
Тем временем в далекой Смоленской губернии занепадает известный с 1650г Крестовоздвиженский Бизюков монастырь.
После смерти архимандрита в декабре 1802г управляющий Екатеринославской епархии сообщил , что на всю епархию нет ни одного монастыря . Тогда 4 декабря 1803г Александр – 1 издал Указ : «По неимению в Екатеринославской епархии ни одного мужского штатного монастыря , обратить во 2-го класса штатный монастырь состоящую в Херсонском уезде Новогригорьевскую пустынь , причисленную по именному Высочайшему , 1792г сентября 23 дня , указу Курской епархии и Молчанской Софрониевой пустыни , и перенеся в оный штат … ставропигиальный Крестовоздвиженский Бизюков монастырь , именовать оный Григориевским Бизюковым , которому и состоять в ведении архиерея , с оставлением всех … угодий и монастырских заведений …подтверждаемые указом 1792г , а Бизюков монастырь упразднить…и произведенную на него по штату сумму обратить на содержание Григорьевского монастыря …».
Постепенно монастырь рос , строился , приобретал славу и авторитет. В 1822г построили еще один храм – Покрова Пресвятой Богородицы.
Монастырь владел: землями , угодьями , плавнями , рыбными ловами ; монахи жили обезпеченно ; теплым и холодным храмами , келиями , садами , пасекой , хлебными угодиями и животноводством. Рыбные ловы сдавались в аренду , тем самым принося немалую прибыль.
Церкви были крепкие , утварь и ризница в хорошем состоянии , библиотека богатая ; колоколов было 6 , больший в 103 пуда – поступил из Смоленского Бизюкова монастыря ; отлит был в 1765г в Москве. Братии по штату 18 лиц , штатных служителей 16. Но на лицо было – 24 монашествующей братии. Денег на содержание отпускалось казной 758 р 51 к серебром , но монастырь преимущественно содержался своими доходами. Имеется палата с кладовыми и ледником. Ограда монастырская в 1860г исправлена , с двумя воротами и башенками по 4-м углам.
Имеется на четырех десятинах виноградный и фруктовый сады и при них, на отлогости горы, Предтеченский скиток из трех малых келий для любящих безмолвие иноков. В версте от него, в скале над Днепром, еще один или пещера на две келии, выкопанные еще иеромонахом Феодосием. За оградой монастыря гостиница для странников, за ней деревянная баня, конюшенный двор, обнесенный каменным забором и прочие постройки.
Всей земли 23.963 дес: при самом монастыре 3.200 дес, плавни более 2000 дес, особая дача на Ингульце в 20.718 дес, с 1862г отданная в аренду на 10 лет по 19.100 р серебром в год. Рыбный завод в плавнях, другой на реке Конке, в 8-ми верстах от моря , отдан в аренду.
В ризнице хранится : три Евангелия 1636, 1657 и 1689 гг печатанные; грамоты царей на право владения землями, званиями и имуществом.
Монастырь имеет захватывающе привлекательный вид. Одна из церквей построена запорожцами по оригинальному плану , имеет два очень ценных серебряных креста , усыпанных драгоценными камнями, иконы и грамоты, и другие ценные вещи. ( Настольная книга для церковно – служителей. 1892г. Херсон. с 102 ).
На конец 19 ст монастырь имел: до 500 тыс руб прибыли в год, 150 голов рабочего скота, 400 коров, сотни овец и свиней. Почти на 26.000 дес земли выращивали жито и пшеницу, лен и кукурузу, просо и овес. Урожайность была самой высокой на Херсонщине – до 270 пудов с десятины ( более 40 центнеров с га ).
Во владениях были: мельницы, винодельни, маслобойни; гончарная, известняковая, кирпично – черепичная, кузнечная мастерские. Работала электростанция, водокачка, локомобиль. Числилось 70 каменных капитальных сооружений с 3-х этажным братским корпусом на 76 комнат, здание архимандрита на 43 комнаты, наместника на 12 комнат, детский приют на 5 комнат, дворянский и общий отели, заезжие дворы. При монастыре был фельдшерский пункт, духовная семинария и церковно – приходская школа на 10 мальчиков и 11 девочек. Проживало в монастыре 130 мужчин и 15 женщин – «трудников». Все в образцовом порядке и благоустройстве.
В 1893-94 гг закончили и освятили собор Вознесения Господня ( 9 мая 1894г ). В 1916г братии было 910 человек при пяти храмах: Григориевском, Покровском, Вознесенском, Спасском и Пантелиимо – Иовском.
За счет монастыря содержался полицейский урядник с выделением квартиры, отопления и освещения и затрат на «озброення». (Херсонские губернские ведомости. 28.12.1905г.).
В 1903г монастырь отметил свое первое 100-летие на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня при Высокоприосвященнийшем Иустиане архиепископе Херсонском и Одесском ( Михаил Полянский 26 сент. 1903г, погребен у стен монастыря ).
С началом 1-й Мировой войны в 1914г архиепископ Херсонский и Одесский Назарий сделал заявление, относительно участия священства и монашества в этой войне: «Наш святой долг – взять на себя хлопоты для облегчения судеб больных и раненных на войне воинов». И тогда, из монастырской братии и иеромонахов сформировали небольшой отряд, и после обучения их медицинскому делу, отправили на фронт. А в самом монастыре собирали пожертвования для армии и устроили лазарет для раненных.
Но пришел год 1917 и пришли большевики,- «все отобрали и поделили». Их выжали немцы и землю вернули. А в феврале 1919г – вернулись красные, монастырь закрыли. Разрешили служить только в одном храме. Монахов противившихся, не долго думая, расстреляли. (Православная Таврия ч 3 2000г.). Потом григорьевцы, потом деникинцы и с весной 1920г – снова «Власть Советов». И монастырь «розпався». На его месте создали совхоз «Красный маяк» из переселенцев Рязанской губернии, но совхоз развалился , а люди разбежались.
Закрыли последний Покровский храм, по причине отделения церкви от государства,- 21.01.23г. Особо старались в безбожии большевики: нарком просвещения А.Луначарский – «Мы ненавидим христианство и христиан. Даже лучшие среди них – наши враги. Их любовь к ближнему и милосердие, противоречит нашим принципам. Христианская любовь есть препятствие для революции. Прочь любовь к ближнему. Мы требуем ненависти. Мы победим, если только будем ненавидеть».
Главный «бес-божник» страны Советов А. Ярославский: «Религиозные организации – политическая агентура и аппарат враждебных пролетариату классовых групп внутри страны в помощь мировой буржуазии». Идеологи большевизма Бухарин и Преображенский: «Религия и коммунизм – несовместимы ни теоретически, ни практически и требуют сумасшедшего наступления и уничтожения религиозного дурмана». Ленин-Ульянов В.: «…дать решительный и безжалостный бой , задушить с такой жестокостью , чтобы помнилось десятилетиями. Чем больше мы расстреляем духовенства , тем лучше».
В декабре 1917г выходят два декрета об ограничении роли религии. Окончательное отделение церкви от государства и школы от церкви провозглашено Декретом от 20 янв. (2 февр) 1918г «О свободе совести , церковных и религиозных объединениях граждан». «Огнем и мечом установить Советскую власть. Ни попам, ни монахам, ни церквам – никому не давать пощады». И началась кампания варварского вскрытия «Святых мощей» в храмах , снятие церковных колоколов, закрытие церквей. (О. Нестуля. Доля церковноi старовини в Украiнi 1917-41рр ч 1 КНАНУ 1995р ).
Все это сопровождалось открытым разграблением, при полном запрете вести педагогическую, благотворительную и просветительскую деятельность. Только с разрешения властей можно было проводить религиозные требы. Церковь лишили права юридического лица, а священство – политических прав ; и с 1922г массово стали грабить храмы и ликвидировать служителей с повсеместной национализацией имущества. ( Сергiй Гейко . Церков величнiсть. Нариси з iсторii Бериславщини. Вип. 4. Просвiта 2005 Киiв – Херсон – Берислав ).